Рис. 10.12. Взаиморасчеты в сети IP-телефонии |
Представление услуг IP-телефонии требует разработки новой модели распределения доходов. Сети, которые не взаимодействуют непосредственно, должны получать компенсацию в соответствии с их ролью по инициации и терминации вызовов. Эта новая модель имеет две основные проблемы. Первая проблема касается организации реального бизнеса. В настоящее время в мире существует множество IP-сетей, которые не соединены, и для их взаимодействия число взаимных соглашений между операторами или провайдерами должно быть равно пх(п-1)/2, где п - число операторов. Заключение и реализация тысяч взаимных соглашений практически невозможна.
Вторая проблема является технической. Услуги, требующие расчетных операции между двумя операторами, которые не связаны непосредственно, должны быть безопасно авторизованы и тарифицированы. Процесс авторизации и тарификации этих услуг в реальном времени является предметом электронной коммерции. Для решения данных проблем должны использоваться соответствующие системы биллинга и клиринга услуг Интернет-телефонии.
В настоящее время практически не существует провайдеров, которые предоставляют услуги связи только внутри своей сети. Большинство провайдеров стремится расширить свои возможности, заключая соглашения с другими провайдерами. Если два провайдера заключают соглашения между собой, то им необходима надежная система взаиморасчетов.
Если провайдеров несколько, то система взаиморасчетов между ними существенно усложняется. Большинство провайдеров, владельцев международных или национальных сетей, предлагают клиринговые программы взаиморасчетов, позволяющие провайдерам, заключившим соглашения с этой сетью, упростить систему взаиморасчетов и уменьшить риск неплатежей. Это такие крупные компании, как AT&T, GRIC, iBasis и многие другие.