Статус IP-телефонии в законодательстве Европы
В Европе статус IP-телефонии рассматривается в контексте дерегулирования и демонополизации услуг традиционной «голосовой телефонии». 20 октября I995 г. специальная комиссия ЕЭС опубликовала Коммюнике, адресованное Европейскому Парламенту и Совету по поводу статуса и выполнения Директивы 90/388/ЕЭС о конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг (95/С 275/02, OJ № С 275). В этом документе комиссия изложила свой подход к определению «голосовой телефонии», данному в Статье 1 Директивы 90/388/ЕЭС (в данной Директиве описаны услуги, которые государства-члены ЕЭС могут сохранять за своими регулируемыми государством телекоммуникационными операторами).
В свете появления новых технологий передачи голоса через Интернет комиссия приняла новое Дополнение к Коммюнике по поводу таких услуг.
В документе О J № С6 от 10.1.1998 дается следующая оценка услуг интернет-телефо-нни на основании определения «голосовой телефонии», данного вышеуказанной Директивой
90/388/ЕЭС: «Комиссия считает, что определение «голосовая телефония» в Директиве 90/388/ЕЭС, рассматриваемое вместе с существующими прецедентами, дает хорошее руководство для оценки позиции услуг по голосовому сообщению в Интернете в условиях около-либерализационной ситуации по отношению к имеющемуся законодательству. Услуги интернет-телефонии не могут рассматриваться как «голосовая телефония» в той трактовке, которая изложена в Директиве и, таким образом, они уже переходят в, так называемую, «свободную зону» дерегулирования. В заключении к этому документу также сказано: «на основании того, что голосовое сообщение в Интернете рассматривается как услуга, отличная от услуги «голосовой телефонии» в трактовке Директивы, по нему не может быть затребовано никаких дополнительных сборов и лицензий от провайдеров услуг Интернет».
Статус IP-телефонии в законодательстве США
В США принято делить услуги связи на так называемые «базовые» (basic services) и «расширенные» (enhanced services). По определению Федеральной комиссии США по связи (FCC):
Базовые услуги - это обеспечение чистой передачи по линии связи, которая «прозрачна» с точки зрения взаимодействия с информацией клиента.
Расширенные услуги - это услуги, предлагаемые поверх существующих сетей связи (оказывающих базовые услуги), и/или:
• использующие компьютерные приложения, изменяющие формат, содержание, код, протокол или любой другой атрибут информации клиента;