Рис. 10.12. Взаиморасчеты в сети IP-телефонии


Представление услуг IP-телефонии требует разработки новой модели распределения доходов. Сети, которые не взаимодействуют непосредственно, должны получать компенса­цию в соответствии с их ролью по инициации и терминации вызовов. Эта новая модель име­ет две основные проблемы. Первая проблема касается организации реального бизнеса. В на­стоящее время в мире существует множество IP-сетей, которые не соединены, и для их взаи­модействия число взаимных соглашений между операторами или провайдерами должно быть равно пх(п-1)/2, где п - число операторов. Заключение и реализация тысяч взаимных согла­шений практически невозможна.

Вторая проблема является технической. Услуги, требующие расчетных операции меж­ду двумя операторами, которые не связаны непосредственно, должны быть безопасно авто­ризованы и тарифицированы. Процесс авторизации и тарификации этих услуг в реальном времени является предметом электронной коммерции. Для решения данных проблем должны использоваться соответствующие системы биллинга и клиринга услуг Интернет-телефонии.

В настоящее время практически не существует провайдеров, которые предоставляют услуги связи только внутри своей сети. Большинство провайдеров стремится расширить свои возможности, заключая соглашения с другими провайдерами. Если два провайдера заключа­ют соглашения между собой, то им необходима надежная система взаиморасчетов.

Если провайдеров несколько, то система взаиморасчетов между ними существенно ус­ложняется. Большинство провайдеров, владельцев международных или национальных сетей, предлагают клиринговые программы взаиморасчетов, позволяющие провайдерам, заклю­чившим соглашения с этой сетью, упростить систему взаиморасчетов и уменьшить риск не­платежей. Это такие крупные компании, как AT&T, GRIC, iBasis и многие другие.