Для обеспечения широкомасштабного внедрения IP-телефонии одним из самых важ­ных факторов является обеспечение совместимости систем разных фирм. Достижение со­вместимости возможно только на базе стандартных протоколов сигнализации. Протоколы сигнализации обеспечивают установление, администрирование и завершение сеанса связи между конечными точками (пользователями), однозначно идентифицируемыми заданной схемой адресации. Понятие «сигнализация» относится ко всей информации, связанной с вы­зовами и необходимой для их установления, маршрутизации, мониторинга и завершения как на физическом, так и на логическом уровне.

В традиционной телефонии вызывающий пользователь набирает номер нужного ему абонента, а телефонная сеть использует его для маршрутизации вызова. Процедура управле­ния вызовами делится на три фазы: установление соединения, передача речи или данных и разъединение. Сообщения системы сигнализации инициируют и завершают эти фазы, а стан­дартные контрольные сигналы и (или) записанные голосовые сообщения информируют або­нента о характере прохождения его вызова.

Во всех современных сетях с коммутацией каналов система сигнализации основана на семействе ОКС №7. Они обеспечивают обмен сообщениями, которые необходимы для мар­шрутизации вызовов, резервирования ресурсов, трансляции адресов, установления соедине­ний, управления ими, выставления счетов. Кроме того, на Взаимоувязанной сети связи Рос­сийской Федерации используется еще много других систем сигнализации (аналоговых и цифровых).

По сравнению с сигнализацией в обычных телефонных сетях сигнализация IP-телефонии должна обладать более широкими возможностями в силу специфики конечных узлов. Они могут иметь самые разные характеристики в части требуемой полосы пропуска­ния, кодирования/декодирования аудиосигналов, передачи данных и т. д., и для установления сеанса связи между ними необходимо убедиться в совместимости этих характеристик.