Чтобы правильно подойти к проблеме, необходимы базовые познания в TCP/IP. Первые главы этой книги рассказывают об основах TCP/IP и содержат достаточный для разрешения большинства сетевых проблем объем тематических сведений.

Знание того, как TCP/IP маршрутизирует данные по сети, между отдельными узлами и между уровнями стека протоколов, важно для понимания сетевой проблемы. При этом знание подробностей функционирования каждого из протоколов обычно не требуется. Если вам понадобилась такая информация, ее можно получить из полноценного справочника, а не пытаться восстановить по памяти.

Не все проблемы TCP/IP похожи, и не все проблемы можно решить одним способом. Однако ключом к разрешению любой проблемы является понимание, в чем проблема заключена. Найти ответ на этот вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд. «Внешний вид» проблемы временами обманчив, а «настоящая» проблема часто скрыта многочисленными уровнями программного обеспечения. Когда действительная суть проблемы раскрыта, решение часто оказывается очевидным.

Прежде всего, соберите подробнейшую информацию о том, что именно происходит. Если о проблеме сообщает пользователь, поговорите с ним. Узнайте, с каким приложением связан сбой. Определите имя и IP-адрес удаленного узла, имя и адрес узла пользователя. Какое сообщение об ошибке было получено? По возможности воспроизведите проблему в процессе беседы с поль- зователем. Дайте пользователю повторно выполнить приложение. Если возможно, воспроизведите проблему на своей собственной системе. Действуя с системы пользователя и других систем, уточните следующие моменты:

  • Возникает ли подобная проблема в других приложениях на узле пользователя или же проблема связана с единственным приложением? В последнем случае дело может быть в неверной настройке приложения либо в том, что это приложение не поддерживается удаленным узлом. Из соображений безопасности многие системы блокируют работу отдельных служб.
  • Проблема возникает при взаимодействии с единственным удаленным узлом, всеми удаленными узлами либо только определенной «группой» удаленных узлов? Если такой удаленный узел один, проблема может быть связана именно с ним. Если же под подозрение попадают сразу все удаленные узлы - проблема, вероятно, в системе пользователя (в особенности если подобная проблема не возникает у других узлов локальной сети). Если же под вопросом только узлы определенных подсетей или внешних сетей, проблема может быть связана с маршрутизацией.
  • Присутствует ли та же проблема на других локальных системах? Не забудьте проверить другие системы той же подсети. Если проблема возникает только на узле пользователя, сосредоточьте усилия на этой машине. Если проблема возникает на всех системах подсети, сосредоточьтесь на маршрутизаторе этой подсети.

Разобравшись с симптомами проблемы, представьте себе все протоколы и устройства, через которые проходят данные. Это убережет от чрезмерных упрощений и предположений, что причина известна уже до начала тестирования. Воспользуйтесь своими познаниями в TCP/IP, чтобы сосредоточить внимание на наиболее вероятных причинах проблемы, но при этом сохраняйте непредвзятый подход.