Сегодня IP-телефония - один из наиболее динамичных рынков в мире телекоммуни­каций. И операторы связи, и производители сетевого оборудования, и участники рынка ком­пьютерной телефонии - все пытаются предложить отличные от других решения, использую­щие различное оборудование.

В зависимости от сфер применения, количества поддерживаемых портов, набора реа­лизуемых услуг и других факторов, все оборудование IP-телефонии можно отнести к сле­дующим основным классам.

1. Аппаратно-программные комплексные платформы IР-телефонии.

2. Выделенные или совмещенные с другим оборудованием шлюзы IР-телефонии.

3. УАТС с функциями IР-телефонии.

4. IP-телефоны (аппаратные и программные).

В настоящее время шлюзы IP-телефонии, служащие для преобразования оцифрован­ных голосовых сигналов в IP-пакеты для передачи их по IP-сетям, являются ключевыми ком­понентами сегодняшних реализаций IP-телефонии. Но и технология, и рынок меняются очень быстро. Стандарты постоянно совершенствуются, некоторым из них еще предстоит пройти тестирование и воплотиться в коммерческих продуктах.

Другие, более долгосрочные тенденции типа разработки телефонов, факс-аппаратов и других устройств на базе протокола IP для конечных пользователей могут в конечном итоге устранить необходимость в IP-шлюзах. Однако внедрение этих разработок предполагает за­мену имеющихся телефонных устройств - вряд ли многие пользователи в настоящее время могут себе это позволить. Поэтому реализации IP-телефонии в общественном секторе будут, скорее всего, использовать другие решения.

В общем можно выделить несколько основных подходов к использованию данного оборудования при реализации сети IP-телефонии, достоинства и недостатки которых зависят от того, кто использует данное оборудование и для каких потребителей.