Исходя из общих принципов реализации сети IP-телефонии ее пользователи должны получать те же услуги, что и при использовании традиционной телефонной связи. Однако использование IP-сети в качестве транспортной архитектуры позволяет провайдерам предос­тавлять пользователям целый набор услуг, основанных на протоколе IP (передача данных, факсимильных сообщений, электронной почты, видео и др.). Особенности предоставления услуг IP-телефонии и других видов IP-услуг выдвигают специфические требования к органи­зации системы биллинга и менеджмента пользователей.

Традиционные пакетно-ориентированные биллинг-системы просто неспособны вы­полнить требования провайдеров IP-телефонии. Такие биллинг-системы первоначально раз­рабатывались для более медленных темпов расчетов и с пакетно-ориентированным составле­нием счетов для услуг телефонной связи, обеспечивали предоставление информации по за­просу только в конце цикла расчетов или месяца (рис. 7.1, а). Эти системы обычно разраба­тывались под конкретного заказчика, с длинными циклами развития и недостаточной гибко­стью, которая требуется для быстро развивающихся услуг IР-телефонии.

Проблема заключается в том, что IP-телефония основывается на непосредственном взаимодействии с пользователями - поэтому провайдеры должны постоянно следить за каждым их действием. Информация об этих действиях не должна запаздывать, так как это может повлиять на действия пользователя. В конечном счете, провайдеры должны быть чрезвычайно гибки и оперативны при предоставлении услуг, которые они предлагают, они должны быстро предлагать новые услуги для продажи и эффективно управлять поль­зователями.

Таким образом, реализация услуг IP-телефонии требует нового подхода к построе­нию систем менеджмента и биллинга. Провайдеры должны иметь такие системы, которые обеспечат комплексные возможности в реальном масштабе времени, неограниченную гибкость и масштабируемость для менеджмента и ускоренного внедрения мультисервис-ных IP-услуг (рис. 7.1, б). Это позволит им быстро разрабатывать новые услуги, снижать тарифы, эффективно управлять пользователями и осуществлять расчетные операции при сохранении достаточной гибкости в ответ на изменяющиеся требования рынка и запросы потребителей.