В системах IP-телефонии процедуры управления вызовами выполняются протоколами сигнализации, а непосредственная маршрутизация трафика через IP-сеть обеспечивается протоколами: OSPF или BGP (резервирование сетевых ресурсов возможно, например, при помощи протокола RSVP). Таким образом, архитектура сети IP-телефонии предусматривает разделение плоскостей управления и передачи пользовательской информации, что является наиболее благоприятным условием для внедрения новых услуг (рис. 4.1).

В настоящее время еще окончательно не решен вопрос выбора оптимальной архитек­туры управления вызовами особенно для Интернет-телефонии: должна ли она быть интегри­


Рована с существующими службами Интернет или развернута отдельно для обеспечения управления в режиме реального времени. Первый подход привлекает Интернет-провайдеров, которые рассматривают услуги Интернет-телефонии лишь как небольшую часть своего сер­висного пакета. Они планируют предлагать эти услуги по фиксированным тарифам, исполь­зуя максимально упрощенную схему управления услугами. За второй подход ратуют опера­торы, для которых Интернет-телефония является основной или даже единственной предла­гаемой услугой. Им необходимы системы, способные обеспечить высокий уровень контроля за использованием сетевых ресурсов и мощные средства биллинга.

Рис. 4.1. Управление вызовами в сети IP-телефонии

Еще один важный вопрос, связанный с сигнализацией в IP-телефонии - контроль за доступом к сети. В обычной телефонной сети общего пользования (ТфОП) абонент подключа­ется к АТС через фиксированный местный шлейф, поэтому идентифицировать его телефон­ный аппарат очень просто. В сети IP-телефонии все гораздо сложнее, поскольку существует множество разных способов доступа к ней: с обычного телефона через ТфОП, по модемному соединению через сервер удаленного доступа, через ЛВС и территориально распределенную есть и т. д. Кроме этого, пользователи могут перемещаться между различными сетями, таким образом, абонента нельзя идентифицировать по используемой им линии доступа.